Итак, Уважаемый Гость, что же такое «мифический реализм». В художественном искусстве явление не новое. Словесные упоминания это стиля встречаются повсеместно (достаточно дать запрос через google.ru), а конкретные проявления можно легко найти у многих художников-фантастов, мистиков и сюрреалистов. Но, к сожалению, большинство из них известны лишь в узких любительских кругах. У известных же у нам творцов названный стиль либо менее выражен, чем мне бы хотелось, либо конкретные произведения теряются среди других, написанных в более традиционной манере.
Замечательным исключением из правила является канадский художник Джонатан Эрл Боузер, чьи работы представлены сегодня в галереях всего мира. (Лучшие из них непременно представлю на своем сайте, а пока ими можно полюбоваться здесь). Большинство его картин - ослепительной красоты пейзажи, воплощающие первозданную чистоту природы и мироздания. Такими же светлыми и чистыми, но, что интересно - отнюдь не наивными, - выглядят и персонажи его картин - люди и мифические создания. "Мифический реализм” в понимании Джонотана есть объяснение Божественности Красоты и прототипов мифологии (запутанные, но универсальные мотивы и символы, отражающие структуру человеческого сознания и космоса). Он верит, что Мифология (как и духовные убеждения, так и психологическая подготовка к жизни) должна вновь стать, как и было однажды, душой нашего современного гипердинамичного, управляемого технологией мира.
Конечно, всегда хочется присвоить славу первого, но, в данном случае, это было бы неверно. Впрочем, утешает то, что к идее мифического реализма я пришел практически не зависимо от первооткрывателя, а потому имею полное право дать собственное определение этому понятию. И оно у меня будет совсем иным. Итак, повторю вопрос: что же такое "мифический реализм"? И сразу не отвечу. Начину издалека.
Что такое миф? Традиционное определение: вымышленная история о том, как впервые – каким-то волшебным образом - на свет появилось НЕЧТО. Неважно, что именно: явление глобально-космогоническое, например небо и солнце, суша и океан, жизнь и смерть, или что-то незначительное - те же полоски на шкуре тигра. Устная традиция любого народа вмещает в себя тысячи подобных историй. Их-то и называют мифами.
Еще одна особенность многих мифов – необычная первозданная энергетика – дикая и необузданная, - проявляющая себя во всем. Это могут быть устные предания, удивляющие своей живучестью. Ведь многие, казалось бы, простые сюжеты веками переходят из одного произведения в другое, но при этом не перестают завораживать, мало того, сохраняют свою привлекательность и актуальность. Если изучить вопрос внимательно, то в большинстве случаев истоки этих «вечных историй» можно найти в первобытной мифологии (например, я абсолютно уверен, что это можно сказать и о сюжете знаменитой трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта").
Также, энергетику мифов можно почувствовать просто созерцая творения наших предков, веривших в их реальность.
С этим согласится большинство людей, которым довелось когда-либо рассматривать произведения древнего искусства, будь то рисунки первобытных людей на сводах пещер, древнеегипетские росписи и барельефы на стенах храмов, китайские акварели на шелке или средневековые гравюры с изображением бесов и прочей потусторонней нечисти - список можно продолжать бесконечно.
Порой сложные и пестрые, порой простые и даже откровенно примитивные, эти творения часто выглядят более живыми и притягательными, чем многие картины и скульптуры, «отшлифованные» по всем правилам реализма. И главная их отличительная черта – повторюсь – особая мистическая энергетика.
Немного уклоняясь от темы скажу, что лично меня давно увлекала тема традиционного мифологического художественного искусства – особенно древнеиндейского, африканского и кельтского. Правда, первоначально интерес был чисто прикладным – например, я иногда использовал рисунки древних для создания декораций к ролевым играм и невольно привносил в эти изображения живые реалистические черты. Сперва это происходило спонтанно. Однако вскоре я понял, что не одинок. В то время - где-то в начале-середине 90-х годов - на нашем книжном рынке начался бум литературы на эзотерические и мифологические темы, и, как следствие, появилось немало художников-иллюстраторов с весьма оригинальной манерой рисунка. Каким-то образом - мне тогда не понятным - они совмещали в своих работах, казалось бы, несовместимое. С одной стороны - мифические сюжеты, атрибуты и символику, а с другой - реалистическую манеру изображения. Многие их таких рисунков меня надолго завораживали, хотя часто были далеки от эстетического совершенства. В то же время - иные великолепные фантастические и фэнтезийные картины, созданные профессионалами высокого класса (вспомним Бориса Валеджо) - не вызывали никаких особых переживаний. Вот лишь один из примеров завороживших меня тогда иллюстраций.
Таким образом мне оставалось лишь подхватить идею и приступить к совершенствованию уже наметившегося стиля наполнив его собственным смыслом. Тем более, что к тому времени я неплохо отработал некоторые специальные техники рисования. Например – технику создания объемных рисунков с использованием только света и тени или только открытых цветов – почти без использования промежуточных оттенков. А это, кстати, и есть одна из часто встречающихся черт традиционной мифологической живописи.
Вот теперь, Уважаемый Гость, мы подошли к самому главному. Что же такое «мифический реализм»? Мое определение скорее психологическое. Мифический реализм – особый художественный стиль, при котором мифический, сказочный, а может – и вполне реалистический сюжет подается таким образом, что, с одной стороны, произведение сохраняет глубинную мифологическую или мистическую энергетику, а с другой – приобретает многие реалистические черты. Как то: конкретность, объемность, перспективу, приближенность к реальности. На таких картинах миф словно «продавливает» грань, отделяющую его от нашего мира, и старается прорваться к нам. (Средства могут быть различными: использование специальных художественных приемов и эффектов, апелляция к мифическим сюжетам, специальное искажение пропорций объектов и пространства картины, применение нестандартных композиционных решений, включение в канву картины этнических орнаментов, элементов стиля и религиозной символики).
Если брать аналог из литературы, попадающий под определение мифического реализма, то это, без всяких сомнений, «Властелин колец» Джона Рональда Руэла Толкина. В отличие от предыдущего «Хоббита» – почти лубочной сказки по сути и по ощущению, - последующая трилогия пронзительно-реалистична, но при этом сохраняет сильнейшую мифологическую энергетику как в сюжете, так и в персонажах.
Таким образом, на основании моего определения не стоит относить к мифическому реализму все картины, содержащие мифологический сюжет. На мой взгляд, большинству художников не удается передать ту самую глубинную энергетику, о которой я говорил. Чаще всего, это просто «иллюстрации на тему» в обычном реалистическрм стиле или откровенные картины-фэнтэзи. Хотя, не скрою, иногда очень красивые.
Впрочем, на сколько мои собственные творения соответствуют данному определению, судить тебе, уважаемый гость. Я всегда рад получить конструктивный комментарий, ответить на вопрос, но больше всего - приобрести новую идею или сюжет для рисунка. С этим у меня часто бывает дефицит, поскольку нужные сюжеты почти невозможно придумать сознательно. Чаще всего, они «выстреливают» сами в почти готовом виде, либо приходят от других людей.
Ну а теперь, Уважаемый Гость, желаю приятного просмотра и приглашаю пройти в «Большой зал».